В Зеленоградске сохранились несколько старых зданий, построенных с использованием фахверка
Татьяна Жданова
Пересечение стилей
У каждой страны есть своя традиционная архитектура. Так, Россия устойчиво ассоциируется с избами, Китай – с пагодами, США – с небоскребами, западная Европа – с готическими сооружениями, а восточная – с фахверковыми домами. Фахверк появился в XV веке в Германии и стал очень популярным в Европе. В конце XIX – начале XX века в Восточной Пруссии большое распространение получила архитектура из дерева, из которого строились отдельные сооружения и пристройки – башенки, веранды, балконы, галереи, беседки. В постройках служебного назначения (амбарах, сараях, складах) использовалась простейшая конструкция из перпендикулярно расположенных вертикальных и горизонтальных балок, «поля» между которыми закладывались красным кирпичом, что характерно для так называемой «прусской манеры». Образчиком такого строительства является здание бывшей виллы «Роза» на улице Саратовская.
Совсем недавно при проведении капремонта многоквартирного дома строители обнаружили внутренний фахверковый каркас здания, спрятанный за деревянной обшивкой. Особенностью позднего использования фахверка является его применение при строительстве второго или третьего этажей. Этот дом уникален тем, что деревянная конструкция «захватывает» все здание полностью – от фундамента до мансардного этажа. В ходе ремонта и утепления фасада фахверковые конструкции снова спрячут за внешней современной отделкой и образчик старого способа строительства домов предстанет в новом образе. А пока можно внимательно рассмотреть, как столетие назад строили дома с использованием фахверка.
Строительные пазлы
Слово «fachwerk» образовано из двух частей: «fach» — секция, ячейка и «werk» — сооружение. Дословно получается «сооружение из секций». Посмотрев со стороны на фахверковые дома, мы убедимся в точности определения. Их неизменно светлые стены как будто «перерезаются» темными деревянными балками. Строили каркас из крепких деревянных стоек и балок. Балки делали чаще всего из долговечного и прочного дуба. Верхние этажи иногда строили из сосны или ели. В целях экономии из камня строили только цоколи. Таким образом, при строительстве экономилась древесина, а кроме того, заполненные «щели» позволяли дому дышать — в нем не было ни особенно жарко летом, ни холодно зимой. Фахверковые дома имеют несущий жесткий каркас из вертикально размещенных стоек, балок, положенных горизонтально и по диагонали расположенных раскосов, которые и составляют особенность всей конструкции.
Особое устройство крыши дома усиливала прочность и устойчивость конструкции. Связка элементов такой конструкции осуществляется по классической технологии деревянного домостроения на шипы «потайной» или «ласточкин хвост». Пространство между балками заполнялось глиной, смешанной с соломой или каменной кладкой. Балки не укрывались ни внутри, ни снаружи из экономии, а впоследствии стали элементом декора, отличающим этот стиль от других. Характерная черта стиля – каркас не прячется в конструкции стен, а наоборот выставляется напоказ, являясь архитектурным элементом. Чаще всего каркасные балки делают контрастного темного цвета на фоне светлых, порой белых стен.
Со временем пришли новые технологии и правила. Из-за опасности возникновения пожаров жилые дома этого типа предписывалось заменять каменными, особенно в тесно застроенном городе, и постепенно фахверковые дома становились редкостью.
Наиболее распространенные типы деревянных построек были смешанными – первые два этажа строили из кирпича, а третий этаж, облегченный, выполнялся в технике фахверк. Именно так построена бывшая гостиница «Восточная Пруссия» на улице Пограничной, 1 – два этажа выстроены из кирпичей, третий – фахверковый. Мансардный этаж подчеркивал своеобразие облика и демонстрировал декоративные возможности фахверка.
Швабская женщина и дикий человек
Фахверк не только определенная строительная технология, где несущие функции в здании выполняет деревянный каркас, но и ярко выраженный архитектурный стиль, в котором на первый план выступает эстетика контрастного ритмического рисунка из темных балок и светлых ячеек стены.
Интересно, что исследователи этого вида архитектуры выявили, что в фахверковых постройках есть некая символика. Если балки перекрещиваются, как буква X, то это символизирует Андреевский крест (по имени апостола Андрея, распятого на таком кресте). Этот «вид» широко применялся при строительстве и его можно увидеть на старых домах Зеленоградска. На основе «Андреевского креста» появился более богатый орнаментальный мотив, похожий на русскую букву «ж». Он стал символом огня и одновременно защиты от него. Если отрезки боковых балок не перекрещиваются, то это форма называется «Швабская женщина». Почему швабская? Вероятнее всего, ассоциация идет с национальным костюмом швабских женщин: шнурованный корсет с декольте и пышная юбка. Если балки напоминают букву «У», то перед вами «Дикий человек». В ней боковые косо расположенные отрезки балок пересекаются на треть или в середине высоты несущей вертикальной балки.
На угловых балках стен часто можно видеть орнаментальные завитки, похожие на букву S. Они служили оберегами от молний. Устрашающие маски по углам домов тоже «охрана». Розетки были символами солнца и, считалось, приносили плодородие и изобилие.
Также следует обратить внимание на угловые столбы – основу фахверковой решетки. Они должны быть достаточно мощными и жестко скрепленными с закладным брусом при помощи раскосов во избежание подвижек каркаса. Таким образом, раскосы как правило стягивают закладной брус по углам здания с угловым вертикальным столбом. Такая конструкция называется «угловой ман». Аналогичная конструкция – «центральный ман» – нередко применяется в середине стены, особенно если расстояние между углами более шести метров.
В архитектуре современных зданий Зеленоградска представлена лишь имитация фахверка – декоративная графика темных балок на фоне светлых стен, напоминающая историческую конструкцию.